Охрана здоровья учащихся и создание здоровьесберегающей среды является одной из приоритетных задач нашего учреждения. Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно — правовыми документами как Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для создания нормальных условий охраны здоровья учащихся и соблюдения санитарного законодательстваПостановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и улучшению условий труда в МБУДО «ДЮЦ» проводится ряд мероприятий.
Охрана здоровья учащихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в учреждении. Заключен договор с ТОГБУЗ «Сосновская «ЦРБ». Тренера-преподаватели прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Первая помощь».
2) питание в МБУДО «ДЮЦ» не предусмотрено.
3) определение оптимальной внеучебной нагрузки, режима занятий и продолжительности каникул. При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах и время отдыха. В своей профессиональной деятельности тренеры-преподаватели учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим тренировок и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая нагрузка. При соответствующей погоде тренировки по соответствующим видам спорта проводятся на улице 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда: МБУДО «ДЮЦ» организовывает взаимодействие с учителями физической культуры общеобразовательных учреждений. Тренеры-преподаватели проводят беседы по вопросам здоровьесбережения. 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся: Средством реализации данного направления и является МБУДО «Детско-юношеский центр»: функционирует пять объединений спортивной направленности: баскетбол, волейбол, самбо, настольный теннис, футбол. 6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации: Для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, углубленный медосмотр проводится два раза в год ТОГБУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер» г.Тамбова (Договор с диспансером). 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ. Наличие безопасной поддерживающей среды в МБУДО «ДЮЦ»: благоприятный психологический климат, участие обучающихся в проектах по профилактике психоактивных веществ. В МБУДО «ДЮЦ» разработан план мероприятий по охране здоровью учащихся, систематически проводятся беседы: «Правильное питание», «Здоровье», «Курить – здоровью вредить» и т.д. учащиеся принимают участие в конкурсах плакатов, флешмобов «Спорт против наркотиков», акциях, квестах. 8) обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность: Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. Спортивный зал, борцовский, тренажерный, теннисный оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно — тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно — гигиенических правил для освоения. 9) профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (Положение о порядке расследования и учёта несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МБУДО «ДЮЦ»). Тренеры-преподаватели обязательно включают элементы обучения детей безопасному поведению, проводят инструктажи по правилам поведения в спортивном зале, на улице, в автобусе и т.д. Основная мера предупреждения травм в МБУДО «ДЮЦ» — это привитие учащимся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности. Вопросы об условиях охраны здоровья учащихся рассматриваются на совещании при директоре, педагогических совещаниях. 10) все работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно проводятся предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия дополнительных образовательных программ.
Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний.
В МБУДО «ДЮЦ» работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с учащимися. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся. Отслеживание динамики показателей здоровья учащихся, включение этих сведений в ежегодный отчет. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности учащихся, родителей комплексностью и системностью работы МБУДО «ДЮЦ» по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении. Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников МБУДО «ДЮЦ». Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя:
• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); • культуру физическую, • культуру психологическую, • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их). Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровье творческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития.
Сущность здоровьесберегающего занятия — обеспечивает ребёнку и тренеру-преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца учебно-тренировочного процесса, позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни
Анализ проведения учебно- тренировочных занятий с позиций здоровье сбережения
- Обстановка и гигиенические условия в залах: температура и влажность воздуха, освещённость, наличие /отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебно-тренировочной деятельности (не более 3-х академических часов в день три раза в неделю).
- Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
- Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Наличие внешней мотивации деятельности обучающихся на занятии. Стимуляция внутренней мотивации.
- Психологический климат на занятии. Взаимоотношения «тренер-учащийся», «учащийся-учащийся».
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
Разрушительно воздействуют на состояние здоровья учащихся:
- Стрессогенные технологии проведения занятия и оценивания знаний учащихся.
- Недостаток физической активности учащихся.
- Отсутствие индивидуального подхода в обучении.
- Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.
- Недостаточный уровень психологических знаний педагогов.
- Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Условия охраны здоровья учащихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия охраны здоровья учащихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении созданы в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствуют условиям охраны здоровья для всего контингента учащихся.
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (СанПиН 2.4.3648-20)
Занятия начинаются не ранее 8.00 часов и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для учащихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения. Зачисление детей для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. Продолжительность занятий и их кратность в неделю в группах устанавливаются локальным нормативным актом организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.3648-20). Рекомендуемая продолжительность занятий в учебные дни — не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений организаций дополнительного образования. В помещениях организации дополнительного образования допустимая температура воздуха составляет не ниже: в спортивных залах +17 С, в вестибюле, гардеробе – 18-22 С; в медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии – 20 – 22 С; — в душевых – +25 С.
В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами:
— в спортивных залах — не менее 300 лк.
Осветительные приборы имеют светорассеивающую конструкцию: в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом — защитную.
Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты. Состав помещений для спортивных занятий определяется направленностью дополнительной общеобразовательной программы по видам спорта. Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной при спортивном зале (либо в инвентарной). Используемые спортивные маты и другой инвентарь и оборудование должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции. Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении N 3.
Приложение N 3
к СанПиН 2.4.3648-20 (Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования)
- Физкультурно-спортивная
5.1. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. — для остальных обучающихся; 5.2. Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. — для остальных обучающихся; 5.3. Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта 2-3 2 по 45 мин.